Содержание факультатива «Введение в педагогическую профессию»
В Республике Казахстан создана система непрерывного педагогического образования, важное звено которой — целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие и инициативные молодые педагоги, способные реализовывать стратегическую миссию сохранения и укрепления человеческого потенциала нации, уже сегодня необходимо находить и привлекать к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования. Одним из действенных механизмов в этом направлении является создание профильных классов педагогической направленности.
В рамках факультативных занятий для учащихся профильных классов педагогической направленности быть созданы благоприятные условия для межличностного взаимодействия, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.
Факультативные занятия, нацелены на развитие у учащихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, способствовуют формированию личности, ориентированной на освоение профессионально значимых компетенций будущего педагога, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Кроме того, факультативные занятия дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей.
Цель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» — создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Специфической особенностью данных факультативных занятий выступает их ориентированность на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству.
Содержание программы факультативных занятий включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов: «Что такое педагогическая профессия?», «Каково её место в мире других профессий?», «Как и когда возникла педагогическая профессия?», «В чем её специфика?», «Что такое педагогическая деятельность?», «Какие требования предъявляются к учителю?», «Что должен уметь учитель?», «Какими качествами должен обладать учитель?», «Могу ли я быть учителем?», «Есть ли у меня нужные профессионально важные качества?», «Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества?», «Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя?» и др.
Данное содержательное поле структурировано в четыре модуля:
- модуль 1. «В мире педагогической профессии»
- модуль 2. «Человек познающий: практическаяü психология познания»
- модуль 3. «Я в педагогической профессии»
- модуль 4. «Познай самого себя»
Модуль 1. «В мире педагогической профессии» включает два основных раздела: «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра» и «Образ современного педагога». Содержание модуля призвано сформировать у обучающихся представление о педагогической профессии, устойчивый интерес к труду учителя, помочь им осознать его высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности. В процессе факультативных занятий обучающиеся получают возможность актуализировать свои представления об идеальном педагоге, дополнить этот портрет образом педагога, созданным в произведениях литературы и искусства, а также смоделировать образ идеального педагога. Обязательной частью модуля являются педагогические пробы — испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности, способствующие формированию первоначальных профессиональных умений и представлений о себе как субъекте педагогической деятельности. Девятиклассникам предлагается попробовать себя в двух позициях: рефлексирующий наблюдатель (при посещении уроков учителей-мастеров) и исследователь (при проведении микроисследования).
Содержание модуля 2. «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления обучающихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности. Второй модуль включает три основных раздела: «Познание и познавательная активность», «Сенсорно-перцептивные процессы», «Когнитивные процессы». Каждый раздел завершается уроком рефлексивного обобщения, в процессе которого старшеклассники смогут не только закрепить или обобщить изученный материал, но и провести самоанализ и самооценку своей деятельности, зафиксировать трудности, выявить их причины и осуществить поиск способов их преодоления. Отличительная особенность организации образовательного процесса — его направленность от психодиагностики и когнитивных практик к рефлексии и обобщению теоретических знаний и социального опыта. По окончании изучения содержания первого и второго модулей предусмотрено проведение итоговой конференции.
Модуль 3. «Я в педагогической профессии» включает два основных раздела: «Открой в себе педагога» и «Мой профессиональный выбор». Задача модуля — создать условия для оценки своих личностных и профессиональных возможностей, выстроить стратегию личностного роста с использованием потенциала выбранного профессионального направления. В процессе освоения содержания раздела «Открой в себе педагога» старшеклассники получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития. Работа над проектом позволит старшеклассникам осмыслить различные аспекты педагогической профессии, определить стратегию саморазвития личностных и профессионально значимых качеств, увидеть пути профессионального роста. Данный блок насыщен практическими творческими заданиями, включает ряд педагогических проб (организация игр на переменах, проведение воспитательных дел, уроков в начальной школе, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и т. п.).
Модуль 4. «Познай самого себя» позволяет систематизировать знания обучающихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у них собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности. Модуль включает три основных раздела. Раздел «Самосознание и самопознание педагога» способствует развитию интереса обучающихся к самопознанию своей личности. В разделе «Личность педагога» раскрываются структура и психические свойства личности педагога, предлагается ряд упражнений и тестов для исследования обучающимися своих психических свойств, эмоций и чувств. Раздел «Личность педагога в социуме» направлен на формирование умений старшеклассников осуществлять межличностное взаимодействие и саморегуляцию поведения и деятельности. В процессе освоения содержания модуля предполагается выполнение на каждом занятии ряда упражнений, тестов, практических и творческих заданий. Каждый раздел завершается уроком рефлексивного обобщения. Изучение содержания третьего и четвёртого модулей заканчивается итоговым занятием по представлению портфолио «Я — педагог», включающего результаты освоения всех факультативных занятий (эссе, творческие задания, результаты самодиагностики, презентации, проекты и др.).
В скором времени учреждения образования получат яркое молодое поколение компетентных педагогов, уважающих и ценящих свою профессию!!!
https://sh3-uralsk.edu.kz/ru/pedagogicheskij-klass.html#sigFreeId7ef69f4d53
Тема: Разбор педагогических ситуаций
https://sh3-uralsk.edu.kz/ru/pedagogicheskij-klass.html#sigFreeId5b5dd5e5e7
Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 139. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2015 года № 10916.
Сноска. Заголовок в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 08.01.2016 № 5 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 44-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить прилагаемые Правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 08.01.2016 № 5 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
- Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 58 "Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 7496, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 29 мая 2012 г. № 157-158 (26976-26977)).
- Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (Шаймарданов Ж.К.) обеспечить в установленном законодательном порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа;
3) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева Т.О.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
|
образования и науки |
|
Республики Казахстан |
А. Саринжипов |
|
Утверждены приказом |
Правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования
Сноска. Правила в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.02.2019 № 61 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования.
Действие настоящих Правил распространяется на организации образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
- Основные понятие, используемые в настоящих Правилах:
1) экспериментальная площадка – организация образования, реализующая образовательные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и нового содержания образования;
- Экспериментальные площадки создаются в дошкольных организациях, организацииях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации образования), а также в организациях образования, подведомственных Министерству образования и науки Республики Казахстан, Министерству культуры и спорта Республики Казахстан, Министерству обороны Республики Казахстан (далее – государственные органы).
Глава 2. Порядок разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования
- Организации образования разрабатывают экспериментальные образовательные программы с учетом основных положений государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года под № 604 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 17669).
- Разработка экспериментальной образовательной программы осуществляется педагогическими работниками, учеными, научными и научно-педагогическими сотрудниками.
- При разработке экспериментальной образовательной программы учитывается:
1) цель, содержание, организационная структура обучения и воспитания;
2) формы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и научно - педагогических кадров;
3) режим функционирования и развития экспериментальной площадки;
4) система управления экспериментальной площадкой;
5) актуальность и значимость проблем для обеспечения образовательно-информационного, научного и социокультурного пространства Казахстана;
6) направленность инновационной деятельности авторов образовательной инициативы на решение задач по обновлению и модернизации содержания образования, развитию и совершенствованию организационной структуры образовательного процесса (организационных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания);
7) соответствие правовым актам в сфере образования.
- Для согласования разработанная экспериментальная образовательная программа получает одобрение учебно-методического объединения или педагогического совета соответствующей организации образования, на базе которой планируется ее реализация.
- Для принятия решения об апробации и внедрении экспериментальных образовательных программ организации образования предоставляют в экспертные группы, созданные при управлениях образования областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент, а организации образования, подведомственные государственным органам, в экспертные группы, созданные в государственном органе, следующие документы:
1) письменную заявку о планируемом внедрении экспериментальной образовательной программы с указанием наименования и местонахождения (юридический, фактический адреса, контактные телефоны) организации образования, на базе которой планируется проведение эксперимента;
2) краткое резюме экспериментальной образовательной программы, научное обоснование ее социальной значимости для развития системы образования;
3) предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента;
4) выписку из Протокола педагогического совета или учебно-методического объединения организаций образования;
5) экспериментальную образовательную программу.
- Решение об апробации и внедрении экспериментальных образовательных программ принимает экспертная группа, созданная при управлениях образования областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент или государственных органах.
- В состав экспертных групп входят представители организаций образования, региональных палат предпринимателей (для организаций технического и профессионального образования) и местных исполнительных органов.
- Решение об апробации экспериментальной образовательной программы на базе организации образования оформляется протоколом экспертной группы.
- На основании протокола экспертной группы издается приказ руководителя управления образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент об апробации и внедрении экспериментальной образовательной программы.
Для организаций образования, подведомственных государственным органам, приказ об апробации и внедрении экспериментальной образовательной программ издается государственными органами на основании протокола экспертной группы.
- Решение об отказе организации образования на реализацию экспериментальных образовательных программ принимается в следующих случаях:
1) отсутствия соответствующей лицензии на образовательную деятельность (кроме дошкольных организаций);
2) получения отрицательного заключения по итогам государственного контроля в сфере образования (приостановление действия лицензии, наложение административного штрафа на юридическое и (или) должностное лицо, отзыв лицензии).