Содержание факультатива «Введение в педагогическую профессию»

В Республике Казахстан создана система непрерывного педагогического образования, важное звено которой — целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие и инициативные молодые педагоги, способные реализовывать стратегическую миссию сохранения и укрепления человеческого потенциала нации, уже сегодня необходимо находить и привлекать к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования. Одним из действенных механизмов в этом направлении является создание профильных классов педагогической направленности.

В рамках факультативных занятий для учащихся профильных классов педагогической направленности быть созданы благоприятные условия для межличностного взаимодействия, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.

Факультативные занятия, нацелены на развитие у учащихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, способствовуют формированию личности, ориентированной на освоение профессионально значимых компетенций будущего педагога, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Кроме того, факультативные занятия дают возможность обучающимся    осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей.

Цель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» — создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.

Специфической особенностью данных факультативных занятий выступает их ориентированность на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству.

Содержание программы факультативных занятий включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов: «Что такое педагогическая профессия?», «Каково её место в мире других профессий?», «Как и когда возникла педагогическая профессия?», «В чем её специфика?», «Что такое педагогическая деятельность?», «Какие требования предъявляются к учителю?», «Что должен уметь учитель?», «Какими качествами должен обладать учитель?», «Могу ли я быть учителем?», «Есть ли у меня нужные профессионально важные качества?», «Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества?», «Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя?» и др.

Данное содержательное поле структурировано в четыре модуля: 

  • модуль 1. «В мире педагогической профессии»
  • модуль 2. «Человек познающий: практическаяü психология познания»
  • модуль 3. «Я в педагогической профессии»
  • модуль 4. «Познай самого себя»

Модуль 1. «В мире педагогической профессии» включает два основных раздела: «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра» и «Образ современного педагога». Содержание модуля призвано сформировать у обучающихся представление о педагогической профессии, устойчивый интерес к труду учителя, помочь им осознать его высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности. В процессе факультативных занятий обучающиеся получают возможность актуализировать свои представления об идеальном педагоге, дополнить этот портрет образом педагога, созданным в произведениях литературы и искусства, а также смоделировать образ идеального педагога. Обязательной частью модуля являются педагогические пробы — испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности, способствующие формированию первоначальных профессиональных умений и представлений о себе как субъекте педагогической деятельности. Девятиклассникам предлагается попробовать себя в двух позициях: рефлексирующий наблюдатель (при посещении уроков учителей-мастеров) и исследователь (при проведении микроисследования).

Содержание модуля 2. «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления обучающихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности. Второй модуль включает три основных раздела: «Познание и познавательная активность», «Сенсорно-перцептивные процессы», «Когнитивные процессы». Каждый раздел завершается уроком рефлексивного обобщения, в процессе которого старшеклассники смогут не только закрепить или обобщить изученный материал, но и провести самоанализ и самооценку своей деятельности, зафиксировать трудности, выявить их причины и осуществить поиск способов их преодоления. Отличительная особенность организации образовательного процесса — его направленность от психодиагностики и когнитивных практик к рефлексии и обобщению теоретических знаний и социального опыта. По окончании изучения содержания первого и второго модулей предусмотрено проведение итоговой конференции.

Модуль 3. «Я в педагогической профессии» включает два основных раздела: «Открой в себе педагога» и «Мой профессиональный выбор». Задача модуля — создать условия для оценки своих личностных и профессиональных возможностей, выстроить стратегию личностного роста с использованием потенциала выбранного профессионального направления. В процессе освоения содержания раздела «Открой в себе педагога» старшеклассники получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития. Работа над проектом позволит старшеклассникам осмыслить различные аспекты педагогической профессии, определить стратегию саморазвития личностных и профессионально значимых качеств, увидеть пути профессионального роста. Данный блок насыщен практическими творческими заданиями, включает ряд педагогических проб (организация игр на переменах, проведение воспитательных дел, уроков в начальной школе, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и т. п.).

Модуль 4. «Познай самого себя» позволяет систематизировать знания обучающихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у них собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности. Модуль включает три основных раздела. Раздел «Самосознание и самопознание педагога» способствует развитию интереса обучающихся к самопознанию своей личности. В разделе «Личность педагога» раскрываются структура и психические свойства личности педагога, предлагается ряд упражнений и тестов для исследования обучающимися своих психических свойств, эмоций и чувств. Раздел «Личность педагога в социуме» направлен на формирование умений старшеклассников осуществлять межличностное взаимодействие и саморегуляцию поведения и деятельности. В процессе освоения содержания модуля предполагается выполнение на каждом занятии ряда упражнений, тестов, практических и творческих заданий. Каждый раздел завершается уроком рефлексивного обобщения. Изучение содержания третьего и четвёртого модулей заканчивается итоговым занятием по представлению портфолио «Я — педагог», включающего результаты освоения всех факультативных занятий (эссе, творческие задания, результаты самодиагностики, презентации, проекты и др.).  

В скором времени учреждения образования получат яркое молодое поколение компетентных педагогов, уважающих и ценящих свою профессию!!!


Тема: Разбор педагогических ситуаций


Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 139. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2015 года № 10916.

       Сноска. Заголовок в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 08.01.2016 № 5 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

        В соответствии с подпунктом 44-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования.

      Сноска. Пункт 1 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 08.01.2016 № 5 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  1.   Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 58 "Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 7496, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 29 мая 2012 г. № 157-158 (26976-26977)).
  2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (Шаймарданов Ж.К.) обеспечить в установленном законодательном порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа;

      3) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева Т.О.
  2. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

 

образования и науки

 

Республики Казахстан

А. Саринжипов

 

 

Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 139

 

Правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования

       Сноска. Правила в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.02.2019 № 61 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования.

      Действие настоящих Правил распространяется на организации образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

  1. Основные понятие, используемые в настоящих Правилах:

      1) экспериментальная площадка – организация образования, реализующая образовательные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и нового содержания образования;

  1. Экспериментальные площадки создаются в дошкольных организациях, организацииях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации образования), а также в организациях образования, подведомственных Министерству образования и науки Республики Казахстан, Министерству культуры и спорта Республики Казахстан, Министерству обороны Республики Казахстан (далее – государственные органы).

 Глава 2. Порядок разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования

  1. Организации образования разрабатывают экспериментальные образовательные программы с учетом основных положений государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года под № 604 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 17669).
  2. Разработка экспериментальной образовательной программы осуществляется педагогическими работниками, учеными, научными и научно-педагогическими сотрудниками.
  3. При разработке экспериментальной образовательной программы учитывается:

      1) цель, содержание, организационная структура обучения и воспитания;

      2) формы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и научно - педагогических кадров;

      3) режим функционирования и развития экспериментальной площадки;

      4) система управления экспериментальной площадкой;

      5) актуальность и значимость проблем для обеспечения образовательно-информационного, научного и социокультурного пространства Казахстана;

   6) направленность инновационной деятельности авторов образовательной инициативы на решение задач по обновлению и модернизации содержания образования, развитию и совершенствованию организационной структуры образовательного процесса (организационных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания);

      7) соответствие правовым актам в сфере образования.

  1. Для согласования разработанная экспериментальная образовательная программа получает одобрение учебно-методического объединения или педагогического совета соответствующей организации образования, на базе которой планируется ее реализация.
  2. Для принятия решения об апробации и внедрении экспериментальных образовательных программ организации образования предоставляют в экспертные группы, созданные при управлениях образования областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент, а организации образования, подведомственные государственным органам, в экспертные группы, созданные в государственном органе, следующие документы:

1) письменную заявку о планируемом внедрении экспериментальной образовательной программы с указанием наименования и местонахождения (юридический, фактический адреса, контактные телефоны) организации образования, на базе которой планируется проведение эксперимента;

      2) краткое резюме экспериментальной образовательной программы, научное обоснование ее социальной значимости для развития системы образования;

      3) предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента;

      4) выписку из Протокола педагогического совета или учебно-методического объединения организаций образования;

      5) экспериментальную образовательную программу.

  1. Решение об апробации и внедрении экспериментальных образовательных программ принимает экспертная группа, созданная при управлениях образования областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент или государственных органах.
  2. В состав экспертных групп входят представители организаций образования, региональных палат предпринимателей (для организаций технического и профессионального образования) и местных исполнительных органов.
  3. Решение об апробации экспериментальной образовательной программы на базе организации образования оформляется протоколом экспертной группы.
  4. На основании протокола экспертной группы издается приказ руководителя управления образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент об апробации и внедрении экспериментальной образовательной программы.

      Для организаций образования, подведомственных государственным органам, приказ об апробации и внедрении экспериментальной образовательной программ издается государственными органами на основании протокола экспертной группы.

  1. Решение об отказе организации образования на реализацию экспериментальных образовательных программ принимается в следующих случаях:

      1) отсутствия соответствующей лицензии на образовательную деятельность (кроме дошкольных организаций);

   2) получения отрицательного заключения по итогам государственного контроля в сфере образования (приостановление действия лицензии, наложение административного штрафа на юридическое и (или) должностное лицо, отзыв лицензии).